Следственного комитета Российской Федерации по Тюменской области

Полномочия должностных лиц следственных органов Следственного комитета Российской Федерации

Создание Следственного комитета преследовало единственную цель - расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 УПК РФ,  к подследственности Следственного комитета Российской Федерации. Это тяжкие и особо тяжкие преступления (такие как убийства, изнасилования, похищение человека, террористические акты, преступления против Конституционных прав и свобод человека и гражданина, ряд экологических преступлений и т.п.), тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении них, а также преступления, совершенные так называемыми специальными субъектами: депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, следователями всех ведомств, адвокатами, преступления коррупционной направленности, совершенные должностными лицами органов государственной власти, все налоговые преступления.

Обращаем внимание жителей Тюменской области на то, что органы Следственного комитета России не являются контролирующим органом и не наделены правом разрешения гражданско-правовых и административных споров, а также не обладают функциями  по надзору за деятельностью иных правоохранительных органов.

В связи с этим,  в случае несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями должностных лиц органов полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств, иных правоохранительных структур, гражданам  следует обращаться в вышестоящий орган (по отношению к органу и должностному лицу, чьи действия (бездействие) или процессуальные решения обжалуются), либо в органы прокуратуры (http://www.proctmo.ru/), наделенные надзорными полномочиями в отношении всех правоохранительных структур и ведомств.

В подразделениях следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тюменской области рассматриваются обращения граждан по вопросам производства предварительного следствия только по уголовным делам, находящимся в производстве следователей следственного управления, а также по заявлениям и сообщениям о преступлениях, подследственных  следователям Следственного комитета РФ (ст. 151 УПК РФ).

Обращаем внимание граждан также на особый статус, которым наделены в соответствии с действующим законодательством судебные органы.

В соответствии со ст. 90 УПК РФ «Преюдиция» обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.

Из содержания данной статьи следует, что не подлежат рассмотрению по существу следственными органами обращения, в которых заявители просят проверить ранее исследованные судом факты, признать незаконными и необоснованными заключения экспертов, показания участников судопроизводства, дать оценку документам, которым судом уже дана оценка.

 *

С учетом специфики работы следственных подразделений, следственное управление считает необходимым разъяснить гражданам ряд отдельных положений Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 № 72 (далее – Инструкция).

Согласно требований пункта 20  Инструкции  заявления и обращения  граждан, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проведения проверки в порядке, предусмотренном статьями 144,145 УПК РФ.

Включение в Инструкцию нормы, регулирующей порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях, обусловлено многочисленными заявлениями, в которых граждане просят привлечь то или иное лицо к уголовной ответственности по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ, при отсутствии в заявлении описания, в чем конкретно выразилось совершение уголовно-наказуемого деяния, какие преступные последствия и причинная связь между ними.

В Следственное управление поступали и продолжают поступать многочисленные заявления граждан  с требованием привлечения к уголовной ответственности судей, прокуроров, руководителей следственных органов и следователей в связи с несогласием с их действиями и решениями, принятыми в ходе расследования и рассмотрения конкретных уголовных и гражданских дел, обращений граждан  и сообщений о преступлениях.

Вместе с тем,    сообщения, заявления, обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят в связи с этим вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, также не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК РФ.

 Проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами  при реализации у них полномочий, осуществляется  по правилам, установленным  соответствующим  процессуальным  законодательством, и не может  подменяться  инициированием  уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших. 

Подобные обращения не регистрируются как сообщение о преступлении, а рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», талон-уведомление при приеме заявителю не выдается».

14 Августа 2015 15:51

Адрес страницы: http://tyumen.sledcom.ru/references/Polnomochija_dolzhnostnih_lic_sledstvenn

© 2024 Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тюменской области